Заключительный этап: укрепление и роспись
Остался самый творческий этап, после которого появится настроение. Но для начала её необходимо хорошо просушить и прогрунтовать – это придаст прочность и обесцветит ее. После этого поверхность папье-маше раскрашивается акриловыми красками:
В зависимости от тематики, ее можно раскрасить узорами и орнаментами, нарисовать ей глаза, щёки, губы, зубы и многое другое. Чтобы украсить венецианскую поделку причудливым узором, рекомендуется воспользоваться готовой схемой, которую необходимо аккуратно перенести на основание. Красиво на маскарадных аксессуарах смотрится точечная роспись. Также оформить можно в стиле декупаж. Для конечного декорирования подойдут ленты, блёстки, стразы:
А теперь предлагаем вам посмотреть работы профессионалов, и узнать, какие бывают разновидности этих праздничных аксессуаров.
Венецианская из папье-маше:
Страшные маски
Как правило, страшные маски выполняются для такого мероприятия, как Хеллоуин. Основа выполняется точно так же. Об этом мы с вами говорили выше. А вот для оформления потребуется немного времени и фантазии. Например, можно сделать:
- Кровь.
- Шрамы и ссадины.
- Улыбку как у джокера.
- Морщины.
А также вы можете сделать лицо вашего любимого злодея. Например, фантомаса или инопланетянина.
Чтобы ваше изделие было со складками, можно использовать салфетки вместо газеты. Как правило, для оформления требуются только краски. Ткань применяется гораздо реже. Если вы неуверены в своих творческих способностях, то посмотрите мастер-класс по изготовлению масок злодеев. Лучше перестраховаться, чем испортить изделие.
Теперь вы знаете как сделать маску своими руками. Это довольно просто. Потратив немного времени, вы сможете прийти на тематическую вечеринку в необычном образе, который понравится всем без исключения!
Венецианская маска
Основа из папье-маше
Такая маска полностью повторяет анатомию лица человека,
под которого она была сделана, поэтому на празднике вы будете чувствовать себя в ней комфортно и уверенно. Как сделать маску на карнавал из папье-маше?
Для изготовления основы потребуется:
- Клей ПВА.
- Насколько газет.
- Марля.
- Тонкий картон.
- Вазелин.
- Ножницы.
- Предметы для декора.
- Офисная бумага.
Видео о том, как сделать маску на карнавал из папье-маше
Порядок
изготовления:
- Если у вас есть готовая пластиковая маска, то её можно
использовать для изготовления основы. Также можно сделать слепок своего лица из пластилина или солёного теста. - Когда слепок лица будет готов, смажьте его поверхность
вазелином. Предварительно следует порвать газету на мелкие кусочки и замочить
их в воде. Затем размокшие кусочки слегка отожмите и уложите плотным слоем на поверхность слепка, смазанную вазелином. - Пока первый слой будет подсыхать, нужно приготовить
раствор из клея ПВА и воды, взятых в равных пропорциях и замочить в нём кусочки
газеты. - Теперь можно приступать к формированию второго слоя.
Наносить его нужно так же, как и первый слой. Следует при этом помнить, что для
получения ровной и жесткой поверхности, требуется тщательно вдавливать мокрые
кусочки, не допуская образования пузырьков воздуха. Третий слой делается из белой офисной бумаги, смоченной в клеевом растворе. - Далее чередуйте слои газетной и белой офисной бумаги.
Пятый или шестой слой сделайте из марли или широкого бинта — это позволит
повысить прочность изделия. Когда на поверхности слепка образуется 6−7 слоёв,
будущую маску следует аккуратно потереть пальцами, сгладив таким образом
шероховатости, и оставить на несколько часов, чтобы она немного подсохла. - Затем нужно как можно аккуратнее отделить маску из папье-маше от слепка и положить в сухое место до полного её высыхания. Когда
она хорошо затвердеет, следует подравнять её ножницами, а при необходимости,
сформировать ровные симметричные края. Также по краям сделайте небольшие
отверстия для ленты или резинки, с помощью которой маска будет держаться на лице. - Декорировать готовое изделие можно различными способами,
а почепнуть идеи можно из многочисленных фото масок на карнавал. Так, например,
довольно эффектно будет смотреться маска, оклеенная красивой, желательно,
блестящей тканью. По контурам с помощью клеевого пистолета можно приклеить
красивую тесьму. Также в качестве декора можно использовать фольгу, цветную
бумагу, бархат, пайетки, кружево и т. п. Желательно, чтобы цвет маски
соответствовал цвету карнавального костюма.
Необходимые материалы
Существуют некоторые различия в изготовлении каркасной, полой и перчаточной кукол. Но в любом случае для папье-маше вам понадобятся бумага и клейстер.
Листы можно взять любые, но лучше тонкие. Подойдёт газетная и туалетная. В детстве мы делали папье-маше даже из листов старых тетрадей.
Важно! Газета может плохо лепиться. Всё дело в том, какую краску используют в типографии
Некоторые виды чернил не позволяют сформировать податливую массу. Поэтому перед началом работы протестируйте, как она лепится.
Клейстер можно приобрести(подойдёт обойный клей или ПВА) или сделать самим. Если вы решили самостоятельно его изготовить, воспользуйтесь простым рецептом:
- Поставьте кастрюльку с водой на огонь. Дайте закипеть.
- Тонкой струйкой, постоянно помешивая, засыпьте муку. Принцип такой же, как при варке манки – масса должна получиться достаточно густой, без комков.
- Помешивая, поварите минут 5.
- Снимите с огня и дайте остыть.
Теперь осталось порвать на мелкие кусочки и смешать с клейстером. Добавляйте клея понемногу, подливая через некоторое время по необходимости. Должна получиться густая масса, которую можно лепить. С ней нам и предстоит работать.
При создании полой куклы техника немного другая. Бумагу и клей не смешивают. Делают слепок, например, из пластилина, смазывают его вазелином или делают первый слой «водным» (приклеивают к заготовке не клейстером, а водой) и затем обклеивают кусочками, смоченными в клее. Затем слой при необходимости разрезают и снимают со слепка.
Папье-маше из бумажно-клеевой массы
Для этого вида папье-маше нужно изготовить пластичную массу. Газету или салфетки нарвать кусочками, залить клеем ПВА и оставить набухать 30 минут. Бумага не должна плавать в клее. После набухания всю массу нужно размять и размешать до однородности.
Есть ещё вариант когда вместо газеты или салфеток используют яичные лотки. Замачивать в воде кусочки лотком следует намного дольше, от 8 до 12 часов. Затем размолоть массу в блендере, а уж затем добавить клей или клейстер.
Получившаяся масса должна быть похожа на пластилин, не разваливаться, но из неё и не должен сочиться клей.
Рассмотрим мастер-класс по изготовлению поделки из папье-маше.
Клейстер из муки для папье-маше
Для небольшой работы будет достаточно заварить 1 литр клейстера. В маленькую кастрюлю наберите ¾ литра воды и поставьте ее на огонь. На дно стакана поместите 1-2 столовые ложки пшеничной белой муки и тонкой струйкой наполните до верха теплой водой. Чтобы не образовалось комков, постоянно помешивайте жидкость ложкой. Содержимое стакана смешайте с остальной водой в кастрюле и продолжайте варить клейстер, не забывая периодически помешивать.
Когда консистенция раствора достигла состояния киселя, огонь выключите и еще некоторое время продолжайте помешивать. Нужно иметь в виду, что клейстер сразу после заваривания кажется более жидким, чем нам необходимо для работы над поделками, однако по мере остывания он загустеет. Если вы случайно переварили клейстер и он получился чересчур густым, то его всегда можно разбавить водой до нужной консистенции. Для остывания поставьте кастрюлю в прохладное место, например, ее можно вынести на открытый балкон. Когда клейстер остынет, его можно перелить в удобную для работы пиалу.
Мастерим симпатичную маску из папье-маше своими руками
Для основы карнавальной маски понадобятся простые компоненты:
- Газета (или любая другая бумага, которая размокает, но не становится жидкой кашицей)
- Салфетки (бумажное полотенце)
- Отрез хлопчатобумажной ткани или писчая бумага
- Клей ПВА (или сваренный вручную клейстер)
- Инструменты: ножницы, кисти
- Вазелин или жирный крем
- А также декор для украшения (ткань для основы, бусины, пайетки, ленты, кружево, перья. Можно вдохновиться на примере декора классической венецианской маски)
До этапа создания изделия из папье маше нужно обзавестись основой, с которой будет удобно делать слепок. Из возможных готовых вариантов самым удачным, пожалуй, будет хоккейная маска. Ее форма отшлифована годами и можно не сомневаться, что после снятия слепка самодельная маска будет сидеть на лице как влитая, а глазницы не окажутся в районе носа.
Но, не всегда под рукой найдется завалявшаяся маска хоккеиста. А если быть точным, то для большинства людей это редкость. Будем использовать вариант изготовления маски по собственному лицу. На примере полумаски посмотрим, как это делается.
Но сначала проверим все материалы и инструменты. Если под рукой оказалось ПВА не самого лучшего качества (канцелярский порой бывает слишком жидкий, а строительный продается в чересчур объемных банках), то на помощь придет старый дедушкин рецепт клейстера. Его варят из муки или крахмала.
Для изготовления клейстера из крахмала понадобится: 2-3 столовые ложки любого крахмала на один литр воды. Для маски будет достаточно небольшой кружки (пропорции пересчитайте с учетом вашего объема). Нужное количество крахмала разводят в небольшом количестве холодной воды, перемешивают, до однородной консистенции и всю оставшуюся воду доливают кипятком. Варят на небольшом огне, все время помешивая, до загустевания.
Пропорции для мучного клейстера: 1 стакан на литр воды плюс 50 грамм столярного клея, предварительно разведенного водой. Дальше то же, что с крахмальным клейстером – муку развести с холодной водой, долить кипяток и варить.
Перед началом изготовления маски из папье-маше на голову необходимо одеть платок или обруч, чтобы не выпачкать своими руками волосы.
На лицо толстым слоем, особо не скромничая, нужно нанести вазелин (или крем). Размоченную газету (лучше выбирать кусочки, где меньше всего печати) выкладываем по форме будущей маски.
Следующий слой наносится с добавлением клея. Каждый кусочек необходимо хорошо прижимать к поверхности, увеличивая сцепку слоев и выдавливая, тем самым, воздух.
Такими кусочками необходимо равномерно покрыть всю поверхность, не оставляя просветов. Для того, чтобы не запутаться в слоях, их можно как-нибудь пометить или просто на первый слой использовать газетный лист из внутренней вкладки, черно-белый, а для второго взять цветной разворот.
После первых двух слоев газеты добавляем салфетки.
Постепенно чередуем салфетки и газету. Набираем до пяти слоев.
Когда маска станет достаточно плотной, аккуратно и не торопясь начинаем просушивать ее феном. Если она не доставляет особого дискомфорта, то можно просто какое-то время походить с самодельной маской на лице, как с косметической.
Завершающий шаг. Последним слоем, перед декоративным, наклеиваются или белая писчая бумага или ткань, но не бинт – он испортит неказистым видом завершающий этап. Когда клей подсохнет, рукой или влажной салфеткой нужно пройтись по стыкам кусочков, чтобы сгладить нервности.
Хорошо высохшую маску снимаем и оставляем досушиваться как минимум на ночь. На батарее, при хорошей температуре, можно пересушить изделие, поэтому лучше положить вблизи обогревательного прибора, а не на него непосредственно. Для целостности формы вовнутрь можно разместить валик из ткани, чтобы маску не скрутило.
После сушки обрезаем все лишнее, подравниваем разрез глаз.
На этом мастер класс как сделать основу для маски окончен.
Остался творческий процесс декорирования. Для этого на маску натягивается ткань (желательно подобрать из дорогих отрезков: бархат, велюр, креп-атлас и другие эластичный материалы, которые не дадут складок).
В районе глаз отверстия прорезаются с припуском на загиб, если не планируется задекорировать глазницы (такой вариант возможен, как с тканью на фото).
Приклеиваем ткань к основе и проклеиваем загибы в глазницах и по всей маске.
Вместо ПВА лучше использовать специальный клей для ткани или суперклей.
Внутреннюю часть тоже проклеиваем тканью, приятной к телу. Лучше, если это будет х/б. Перед проклейкой внутренней ткани следует прикрепить завязки или резинку.
А затем останется только украсить эффектным декором!
Немного из истории папье-маше
Папье-маше появилось во Франции еще в начале XVI века, где изначально его использовали для изготовления кукол. В переводе с французского «papier mаchе» означает «жеваная бумага». Несколько позже во второй половине XVII века интерес публики начали привлекать импортные японские и китайские декоративные изделия, что послужило серьезным толчком к развитию папье-маше в Европе. В России папье-маше стало популярным предположительно в эпоху Петра I, который оказал немалое влияние на развитие различных ремесел, а также ввел в моду коллекционирование разнообразных предметов искусства. Однако на уровень промышленного производства художественных изделий папье-маше вышло только в XIX веке, когда в Холуе, Палехе и Федоскино начали выпускать лаковые миниатюры. К этому времени можно отнести и расцвет производства изделий из папье-маше во всем мире. Так, на британских островах, во времена королевы Виктории, существовало порядка 25 компаний, специализирующихся на выпуске таких изделий. Одними из самых известных мастеров этого периода были Bettridge и Jennings из Бирмингема, владеющие собственными магазинам в Нью-Йорке и Лондоне.